Приближение к болезненным темам создаёт ситуации, когда клиент одновременно и хочет получить помощь, и бессознательно защищает свою психику от вреда, который изменения могут повлечь за собой.
Эти защиты могут принимать разнообразные формы, например:
Вытеснение — «Такой проблемы у меня никогда не было»
Отрицание — «Объективно с этим всё нормально, это я просто загоняюсь»
Формирование противоположных реакций — «То, что меня не убивает, делает сильнее»
Девальвация — «Всё это бессмысленно, вы не можете меня понять»
Перенос — «Мне кажется, вы не особо хотите мне помогать, как и мои близкие»
Проекция — «Вы реагируете так из-за своих собственных проблем, а не моих»
Проективная идентификация — «Вы не можете мне помочь, потому что точно так же, как и я, не знаете, что делать»
Подавление — «Не хочу об этом говорить»
Репрессия — «Я почти уже забыл об этом, так что не важно»
Изоляция аффекта — «Не понимаю, откуда у меня эта реакция, на самом деле ничего особенного не происходило»
На кейсах из практики разберёте проявления и функции разных видов сопротивления и научим бережно работать с ними с помощью ассоциативных метафорических карт.